Обществознание 20.03.2018 02:20

9 класс: индивид, индивидуальность, личность.

Этот текст — часть специально подготовленных материалов для экзамена по обществознанию в девятом классе. Данные материалы слишком кратки для подготовки в одиннадцатом классе, но подходят для освоения курса на начальных этапах (т.е. за два-три года до итогового экзамена).

План ответа на вопрос «человек как индивид, индивидуальность, личность»:

А. Вступление: общество состоит из людей, все мы люди, каждый день общаемся с себе подобными и т.п.

Б. Индивид как человек при рождении, человек как биологическая особь (представитель вида homo sapiens с характерными признаками), просто один из толпы (нас не интересуют его специфические характеристики) и т.п.

В. Личность как формирующийся в ходе социализации набор социально значимых характеристик, примеры, первичная и вторичная социализация, бесконечность процесса при том, что базовые стадии всё-таки завершаются.

Г. Если принять определение из пункта В., то главное отличие индивида от личности состоит в том, что младенец – уже индивид, но ещё не личность (многие религиозные концепции трактуют личность иначе, поэтому с их точки зрения новорождённый человек — уже личность, но для курса российского обществознания это не так). Примеры несформировавшихся личностей — биологические представители вида homo sapiens, воспитанные животными.

Д. Индивидуальность (особые отличительные черты любого человека, проявляющиеся как в его личности, так и в биологических характеристиках). Специфика популярного использования данных терминов («не будь как все — будь личностью», т.е. в обыденном ракурсе личность=социальная индивидуальность, притом, что с точки зрения курса обществознания, личность — это набор типичиных социальных характеристик, т.е. личность как раз ведёт себя «как все»).

Е. Заключение: человек – сложный феномен, очень глубокий и вся философия может быть построена только на том, чтобы понять себя, но эти три термина помогают нам охватить некоторые важные характеристики человека.

Tags: