1. ВРЕМЯ. Конец августа — начало сентября, и одиннадцатиклассники и их родители начинают думать о подготовке к ЕГЭ по обществу, если выбранный факультет связан с общественно-гуманитарным профилем. На самом деле, уже поздно. Общество — достаточно сложный и нестандартный предмет. К нему нельзя хорошо подготовиться за год. Вернее можно, но до 75 баллов. 75 баллов — практический потолок для тех, кто начал заниматься в 11-м классе с нуля по программе ЕГЭ (стандартные уроки обществознания не в счёт), уделяя подготовке не менее раза в неделю. Можно заниматься три или пять раз в неделю, можно нанять двух репетиторов вместо одного, но обычно ученики не выдерживают напряжения — есть ведь ещё другие предметы по ЕГЭ, в школу опять же люди ходят. Бывают гении, которым хватает года, но таких очень мало — нужно разобрать и усвоить сложный материал с нуля, научиться писать эссе. Лучше, конечно, начать готовиться систематически в 10 классе, а ещё лучше — в 9-м, с подготовки к ГИА. ГИА — это упрощённый ЕГЭ, темы те же, объём только чуть поменьше. Опыт написания этого экзамена даёт возможность понять свои слабости и ошибки перед ЕГЭ. Три года спокойной систематической подготовки к ЕГЭ с учителем, который хоть раз открывал сборники заданий, репетитором и, обязательно, — самостоятельно, не менее 1-2 раз в неделю — и диапазон от 90 до 100 баллов станет Вам доступен.
2. УЧЕБНИКИ. Учебников по обществознанию нет. Тех, что хорошо помогают в подготовке к ЕГЭ. Официальные учебники, которые есть во всех школах, можно выбрасывать сразу. Или не брать в библиотеке — они были изданы в начале 2000-х годов, вопросы к ЕГЭ составлены — в конце 2000-х. За последние пять лет появилось несколько учебников, которые более-менее соответствуют по структуре курсу ЕГЭ, но ни один из них не написал автор тестов. Соответственно, в них есть дополнительный материал, который не пригодится, они могут быть не очень понятно написаны, в них может быть иное соотношение теории и практики, чем в ЕГЭ. Единственный вид пособий, хорошо помогающих в подготовке — это сборники заданий в жёлтых обложках (в бело-красно-синих тонах уже слабенькие) и диагностики, которые должны присылать в вашу школу и которые нормальный учитель по обществу постепенно у себя накапливает. Самая полезная в задачниках и диагностиках часть — это ответы и критерии оценивания, особенно по части C. Это единственные тексты авторов заданий, которые хоть как-то объясняют материал. Этого, естественно, недостаточно. Дальше нужно смотреть сами задания и пытаясь их решать, читать учебную и научную литературу по этой теме. Или слушать репетитора. Чем больше таких задачников разберёте, тем лучше. Чем больше сложных диагностик разберёте, тем более Вы подготовлены к экзамену.
3. УЧИТЕЛЯ. Обычно преподавать обществознание доверяют учителям истории. Исторический материал в ЕГЭ по этому предмету есть — примерно 10%. Остальное — экономика, право, политология, экономическая и социальная география, социология, антропология. В материале по социологии и антропологии хороший учитель истории может разобраться. В принципе, в них может разобраться и сильный старшеклассник. По географии надо обращаться к географам — тут материала немного — около 5%, но иногда географы более-менее разбираются в экономике (первая сложная тема). В политологии и праве (две другие сложные темы) разбирается мало кто — здесь надо открывать кодексы, тексты законов, университетские учебники по политологии и читать. Бывают разносторонние учителя и репетиторы, но это кому как повезёт. Вообще со школьными учителями главный фактор — это везение. Повезло — у вас хороший учитель, который сильно поможет в подготовке к экзамену, не повезло — слабый. Дело в том, что школьный курс никак не привязан к ЕГЭ. Учителям по программе надо говорить с детьми о любви к родине, о том как слушаться родителей и начальства, как выступать за всё хорошее против всего плохого. ЕГЭ — это набор точных глубоких и сложных знаний о современном обществе, требующих независимой позиции, яркого мышления, инициативы и свободы. Причём 70% этих знаний в школе не преподаётся. Поэтому системно, в массе, большинству учеников и родителей по обществознанию не везёт. Это некоторая хитрость, слегка переходящая в нечестность — государство не представляет ресурсов для получения знаний, необходимых для адекватной сдачи общества. Преимущество у детей финансово благополучных родителей (репетиторы), жителей столиц (хорошие репетиторы, из которых можно выбирать) и талантов из провинции, которым энергии и ума хватает на собственную подготовку к экзамену. Удел всех остальных — тройки. Вот такой небольшой социальный фильтр.
4. РЕПЕТИТОРЫ. Тут, к сожалению, тоже мало что гарантировано. Главный, наверное, критерий состоит в том, что репетитор не убеждает Вас, что сдать на хорошие баллы легко, особенно если обратиться к нему. Тут слишком сложная мозаика складывается и роль даже хорошего репетитора в ней — не более 40-50%. Да, он может хорошо разбираться в материале и всё объяснять, но решают, год готовиться или три — родители, учат самостоятельно мыслить и заниматься — тоже они, занимается и усваивает материал — сам ученик. Пассивное восприятие информации тут плохо работает.
5. ЧТО ДЕЛАТЬ. Если у вас остался только год — ищите максимально приличного репетитора, мучайте учителей (они вам должны), разбирайтесь в материале сами и помогайте, составляйте расписание занятий и следите за его строгим выполнением, расчищайте время от других менее важных дел. В принципе, если поступление через год на какой-нибудь юрфак — вопрос жизни и смерти, этим менее важным делом может стать вся школа. Семейное обучение, репетиторы по русскому, математике, обществу, если есть ещё какой-то предмет — по нему. И всё. Год интенсивной подготовки и ничего лишнего. Если ребёнок не умеет сосредотачиваться и интенсивно работать, переходить на семейное обучение надо уже в 10-м классе. Или в 9-м, если точно уверены с местом, куда будете поступать. Литературу, физику, биологию и пение человек наверстает в институте, если в хороший поступит. Время для общего развития сейчас, в силу системы ЕГЭ, заканчивается при выпуске из 8-го класса. Дальше всё — хотите поступить, сосредотачивайте все силы и ресурсы. Да и орать на человека явно будут меньше.