Принципы изучения истории
1.Знание источника (собственное открытие, публикация источников, хрестоматии);
2.Сопоставление источников для выяснения их контекста (аналитическая работа);
3.Интерпретация (научные статьи, собственный критический анализ);
4.Дискуссии и формирование группы наиболее распространённых интерпретаций (историографическая традиция);
5.Создание учебников для изложения историографической традиции и их конкуренция (кто проще, доступнее и привлекательнее популяризует материал);
6.Изучение и критика историографических традиций (история истории).
Способы запоминания исторических сведений
1.Чтение хрестоматии / источников для понимания, что на самом деле произошло / откуда взялась информация / как это выглядело в первоисточнике – чтобы не запоминать странные логические ходы авторов учебников, излагающих ту же информацию, но в собственной передаче;
2.Схемы и карты – их составление стимулирует моторную и зрительную память, их всегда можно смотреть снова или вешать на стенку и иногда рассматривать;
3.Личный аспект – значительная часть истории России – это история князей и царей, находящихся между собой в родственных отношениях, составление схем родословных – ключ к этой части истории;
4.Ассоциации – самые глупые ассоциации (1187 – в 11 лет мне подарили часы, а в 87-м году родился кто-то из родственников) надёжно закрепляют любые самые бессмысленные даты, номера телефонов и статистические сведения в голове почти на всю жизнь. Это не работает со всеми датами, но можно выбрать 20-30 самых важных, к которым привязывать остальные;
5.Последовательность и век важнее четырехзначных дат – большинство тестов составлено так, что конкретную дату можно забыть, но понять, какая она должна быть, зная век, когда произошло событие, и последовательность князей/царей;
6.Человек запоминает 5% из того, что слышит и 90% из того, что рассказывает другим – лучший способ разобраться в сложном материале и запомнить его – провести урок по нему (родителям, младшему брату, коту, одноклассникам – кто согласится). По тому же принципу помогает запоминанию любая самостоятельная работа – составление таблиц, схем, конспектов, заполнение контурных карт и т.п.;
6.Личный опыт – если есть возможность что-то увидеть (город, храм, портрет, памятник), лучше это сделать – ассоциативная память в таком случае работает лучше всего, так как предмет связывается со множеством разных обстоятельств собственной жизни.
Что смотреть (если Вы в Москве или Подмосковье):
1.Владимир и Суздаль (3 часа от Москвы) – Успенский Собор, Дмитриевский, Боголюбово, Покрова на Нерли, в Суздале архитектура более поздняя, но сам княжеский город оценить можно – от Владимира недалеко и он очень туристический;
2.Ростов и Переславль-Залесский (2 часа от Москвы) – церкви, детинец, сами княжеские города;
3.Новгород (поездка на выходные) – домонгольское зодчество и фрески, пространство самого исторического города
4.СПб, Петергоф и Царское село (тоже на выходные) – антураж истории XVIII-XIX вв.
5.Москва: Кремль (Василий III и итальянцы), соборы, в т.ч. Успенский (архитектура, опять итальянцы, фрески и княжеские усыпальницы), Собор Василия Блаженного и Казанский (Иван Грозный), плюс памятник Минину и Пожарскому (Смута и «рождение русской истории» в XIX веке) на Красной площади, село Коломенское (церковь Вознесения – XVI-XVII вв. и «Дворец Алексея Михайловича» — современный исторический аттракцион), Царицынский парк (Екатерина II), Данилов и Донской монастыри (смотреть особо нечего, в Донском можно по кладбищу погулять –там красивые надгробия, но отметиться и сформировать зрительные ассоциации стоит), Третьяковская галерея (иконы, живопись XVIII-XIX вв.), Андроников монастырь (Спасский собор – один из самых древних храмов Москвы, расписывали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный).
6.Подмосковье: Звенигород (Юрий Звенигородский, XIV век и Андрей Рублёв) – «Городок» и Саввино-Сторожевский монастырь, Истра и Новоиерусалимский монастырь (патриарх Никон), Сергиев Посад (Троицкая церковь и вся более поздняя архитектура, образ монастыря-крепости, плюс лично Сергий Радонежский), Коломна – коломенский кремль (ещё там туризм вокруг пастилы отстроен, но это больше для развлечения), Александров и Боровск (это уже Владимирская и Калужская области, но ехать как в Коломну) – слобода Ивана Грозного и один из ранних примосковных монастырей (Пафнутьев-Боровский), город, вписанный в природную среду, плюс центр старообрядчества в XVIII-XIX вв.