Маршрутный лист — уже довольно старая технология преподавания. В российском высшем образовании они, скажем, обязательны (хотя мало кто по ним умеет работать). В некоторых школах они тоже используются, но учителям часто проще их игнорировать. Самый простой плюс этой технологии — внятность плана обучения на некоторый промежуток времени. Ученики точно знают, что Вы задумали на неделю /месяц /четверть вперёд. Использование вариативных маршрутных листов позволяет ученикам самим управлять своей нагрузкой и временем, выбирать более интересные /лёгкие или доступные для них темы. Сочетание маршрутных листов с накопительной оценкой позволяет сделать выставляемые отметки более объективными и легитимными в глазах учеников, а с преподавателя снять «проклятие волюнтаризма».
Приведённый ниже маршрутный лист по экономике рассчитан примерно на четверть. Задача — дать основные сведения по экономике в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Успешно обкатан в 11-м и 10-м классе. Для девятых классов по этой теме необходима адаптация и упрощение или выбор нескольких более простых тем. Материал в основном мировоззренческий — на понимание, плюс изучение основных понятий. После разбора с классом этого маршрутного листа (или параллельно ему) можно разбирать и конкретные задания. Сохранены реальные даты уроков (2 часа в неделю), но, естественно, возможны вариации. У каждого из заданий стоят баллы — общая сумма 100. Стандартная схема перевода предполагает, что «пятёрка» начинается с 91 балла, «четвёрка» с 76, «тройка» с 61. Применялась куда более мягкая схема 80/60/40.
1/13
Почему слова экономика и экология похожи? Почему у «Штази» не вышло следить за каждым гражданином ГДР? (Что такое экономика; классическая экономика и институциональная).
1. Прочитать 1-ю главу «Экономики всего«, ответить на вопросы 8б.:
А. Что такое оппортунистическое поведение и как оно может ограничивать рациональность субъекта?
Б. Чем отличаются «классическая рациональность» экономического субъекта и ограниченная; о чём нам говорит «модель лимонов»?
В. Почему homo economicus – это идеальная модель и откуда она взялась?
Г. Чему нас учит пример «Штази» и Политбюро?
Д. Что такое постконтрактное поведение и принцип Хеопса?
2. Решить задачу, дать ответ, объяснить (письменно) почему такой. Ответы принимаются только до 20 января 4б.:
1/20
Типы экономических систем
1.Лекция (введение в проблему) 0б.
2.Вопросы (ответы можно давать из собственной головы, по материалам лекции или прочитав ссылки):
А. Опишите основные экономические механизмы командной экономики (не менее трёх пунктов). Почему она распалась в СССР и многих других странах?
Б. Что такое товарный дефицит и как он связан с механизмом командной экономики?
В. Как функционируют деньги — личные и деньги предприятий — в командной экономике? Насколько они важны?
Г. Почему вопрос централизованного ценообразования критичен для командной экономики?
За эти вопросы — 10б.
Ещё 3б. за дополнительные:
5. Могут ли одновременно быть в экономике и дефицит и гиперинфляция?
6. Какие черты роднят командную и традиционную экономику?
Ссылки:
Венесуэла:
https://meduza.io/feature/2016/04/28/bumaga-stoit-dorozhe
https://meduza.io/feature/2016/05/18/samaya-krupnaya-kupyura-100-bolivarov-na-nee-mozhno-kupit-odno-yaytso
http://kommersant.ru/doc/3000587
КНДР:
https://meduza.io/feature/2016/10/11/rynochnaya-ekonomika-severnoy-korei-kak-ustroena-vneshnyaya-torgovlya-kndr
Куба:
http://vsatman888.livejournal.com/81736.html
http://ksonin.livejournal.com/624857.html
СССР:
Дефицит: http://1991.lenta.ru/1991/09/15/
Дефицит, схема: http://1991.lenta.ru/1991/09/04/#plan
Рассказ Сергея Довлатова Креповые носки: http://www.sergeidovlatov.com/books/chemodan.html#КРЕПОВЫЕ
Советский магазин изнутри: http://bormental-r.livejournal.com/18991.html
Основные факты о командной экономике в формате учебника: https://utmagazine.ru/posts/9152-formy-ekonomiki
Лекция о причинах распада командной экономики: http://lectures.gaidarfund.ru/articles/1683/
Тем, кто не сдаёт, можно прочитать половину ссылок, но лучше по каждой из стран хоть одну.
Тем, кто сдаёт, ещё материалы:
https://meduza.io/news/2016/07/06/500-venesuelskih-zhenschin-vzyali-shturmom-granitsu-kolumbii
https://meduza.io/feature/2016/12/21/venesuela-hudshaya-ekonomika-mira-stala-esche-huzhe
https://meduza.io/news/2016/01/16/prezident-venesuely-vvel-v-strane-chrezvychaynoe-ekonomicheskoe-polozhenie
https://meduza.io/feature/2016/02/18/venesuela-podnyala-tseny-na-benzin-v-60-raz-kak-eto
https://meduza.io/feature/2016/09/21/pomosch-ot-imperialistov
https://meduza.io/quiz/venesuela-vy-chto-nibud-o-ney-znaete
Длинный материал про всё вообще в командной экономике: http://www.libertarium.ru/l_libnaul_brezhnev
1/27
1.Рыночный механизм. Спрос и предложение. Графики.
Решить две задачи с графиками спроса/предложения 4б.
2.Уровень монополизации и типы рынков. Провалы рынка и общественные блага.
Прочитать разделы 9.1-9.3. в «Азах экономики» (стр. 150-159; плюс на стр. 162-163 есть выводы по главе – можно пользоваться). Ответить на вопросы: а. Что такое общественные блага, кто зачем, почему и как их производит? б. Каковы свойства общественных благ? в. Что такое дилемма заключённых? г. Каким образом осуществлялась приватизация 1990-х годов (и что это такое)? 8б.
2/03
Диагностика / Ролевая экономическая игра – симулятор хозяйственных отношений. Участие 10б.
2/10
1.Постоянные и переменные издержки
Прочитать текст с «Трудных мест ЕГЭ» — обсуждение на уроке. 4б.
2.От родственных займов до фондового рынка – источники финансирования бизнеса
Прочитать ссылки, написать, в чём преимущества такого способа финансирования бизнеса как выпуск и открытая продажа акций 8б.:
Привилегированная акция на «Трудных местах ЕГЭ», Обычная акция, Облигации, Конверсионные облигации на «Трудных местах ЕГЭ»
2/17
1. Явные (бухгалтерские) и неявные (экономические) издержки
Прочитать текст с «Трудных мест ЕГЭ», постараться понять, обсуждение на уроке 8б.
2. Национальные счета. ВВП и экономический рост.
Вспомнить, что такое ВВП (первый вопрос урока на допуск; если забыли: «Азы Экономики» с. 283-287 или: http://be.economicus.ru/index.php?file=7_1 ), попробовать ответить на вопрос «Как ВВП связан с экономическим ростом»? Затем поглядеть сюда (тем, кто сдаёт – критично, остальным – нет): http://www.e-reading.club/chapter.php/97700/83/Vasil’eva,_Makeeva_-_Ekonomicheskaya_teoriya__konspekt_lekciii.html 4б.
3/3
1. Безработица
Прочитать текст с «Трудных мест ЕГЭ» — обсуждение на уроке 8б.
2.Инфляция и девальвация как две стороны одной монеты, валютные курсы. Дефицит и профицит бюджета.
Посмотреть ролики: https://www.youtube.com/watch?v=SE4ybN435RQ и https://www.youtube.com/watch?v=9h0OUfXBAJg обсуждение на уроке 3б.
3/10
1. Госбюджет, дефицит и профицит, зачем нужны налоги?
Прочитать (посмотреть) ссылки 5б.: Функции налогообложения, Виды и типы налогов, Сколько налогов платят граждане РФ (видео-разбор) — обсуждение на уроке.
2. Как учётная ставка связана со стоимостью кредитов, а объём наличных денег с инфляцией? денежные агрегаты;
Прочитать ссылки 5б.: Гиперинфляция, Норма резервирования, Ставка рефинансирования, Ставка рефинансирования 2, Денежная масса (редкое дело — приличная статья на русской википедии).
И походить по сайту ЦБ РФ: https://www.cbr.ru/
Кроме того, можно посмотреть эти ссылки (они дублируют информацию текстов, но не полностью) банковская система: https://www.youtube.com/watch?v=JsK9L7l__aQ&index=4&list=PLjUHxh85gvTdwTGXAwnrh196LgOgNdur3 денежно-кредитная политика: https://www.youtube.com/watch?v=JlBhnPC3wAM деньги: https://www.youtube.com/watch?v=qB_vVUatlY0
3/17
Мировая экономика или:
1. Что такое демпинг, тарифные барьеры, импортные и экспортные квоты?
Найти определения этих терминов, изложить на уроке 4б.
2. Что такое протекционизм и фритредерство, как с помощью девальвации национальной валюты поддерживать национального производителя, как всё это связано с международной экономической интеграцией и глобализацией?
«Азы Экономики» сс.35, 41-46 4б.
Доп. материал к теме «Мировая экономика»
Оффшоры: https://meduza.io/cards/ofshory-eto-voobsche-zakonno
Мировые фондовые рынки: https://meduza.io/slides/fondovye-rynki-po-vsemu-miru-upali-pochemu