География,Методика 07.04.2020 23:51

Демография и география населения: маршрутный лист

Ниже представлен маршрутный лист по одной из тем географии для 9-го класса (курс экономической и социальной географии РФ) — демографии. Это рабочие материалы, по которым шли уроки в октябре 2017 года (числа уроков реальные). На предмет отводилось полтора часа в неделю (два урока в одну неделю, один — в следующую). При другой нагрузке тему можно проходить дольше или быстрее (или подробнее).

Октябрь

География человека и человеческие массы: демография, этносы

10/4

1.Российская Федерация – это большая по населению страна? А почему? А как так получилось? А дальше также будет? Введение в демографию и географию населения: численность населения РФ, миграции, рождаемость и смертность. Работа на уроке 5

2.Где лучше «демографическая ситуация» в Псковской области или в Дагестане? Что такое естественный прирост, коэффициенты рождаемости и смертности? Как они связаны? Что такое миграционный прирост? Демографический прирост? Слушать и (желательно) понять способ решения демографических задач 10

10/11

Как делают москвичей и сколько уехало бурят? Демографическая задача. Решить демографическую задачку (баллы ставятся за работу мозгом, работу на предыдущем уроке, крепкую память и предоставленный вариант решения) 25

Для решения нужно владеть двумя базовыми навыками из курса математики:

А.Пересчёт абсолютных цифр в проценты и обратно. Только у нас тысячные доли. Например: Население Москвы 11,5 млн. чел., рождаемость в 2016-м году – 7 рождений на 1000 жителей. Сколько младенцев родились в мск за 2016 год?

11,5 млн. – 1000‰          Х=11,5*7/1000=0,0805 млн. или 80 500 младенцев
Х млн. – 7‰

Б.Умение владеть тремя балансовыми формулами: Рожд. – Смерт. = Естеств. Прирост

Въезд – Выезд = Механический прирост

МП+ЕП = Общий прирост

Например: В Бурятии в 2016 году 1 100 000 жителей, а в 2015 было 1 050 000. Естественный прирост -10 000 чел., уехало из Бурятии 3 500 чел., сколько въехало?

ОП=1 100 000 – 1 050 000 = 50 000 чел.

МП=ОП-ЕП = 50 000 – (-10 000)=60 000 чел.

Въезд = МП+Выезд = 60 000+3 500 = 63 500 чел.

10/18

1.Мигранты – это что-то новое или так было всегда? Миграции вынужденные и добровольные, экономические и политические (беженцы), этнические и социальные. Переезд в города, маятниковая миграция.

Написать рассказ от имени (выбрать один из вариантов): 25

1. Крестьянина, который переехал в город и успешно там устроился.
2. Мальчика, которого вернули в родную деревню.
3. Крестьянина, который поработал приказчиком в городе, накопил денег и переехал в родную деревню.
4. Крестьянина, который купил билет на пароход и оказался в Нью-Йорке.
5. Крестьянина, который переехал в Сибирь с семьёй и завёл себе новое хозяйство.
6. Крестьянина, которого призвали в армию, и он, отслужив, остался в городе.
(Для тех, кто пропустил урок: материалом для вдохновения является следующая лекция Льва Лурье про крестьян в дореволюционном Петербурге: https://arzamas.academy/courses/17/4)

2.Почему и Империя, и Союз, и Федерация теряли население миллионами, что с ними не так? Сто лет демографической истории Российской империи / СССР / РФ.

Прочитать ответ на вопрос про демографический кризис 1990-х Анатолия Вишневского: https://thequestion.ru/questions/41951/byli_li_90_e_demograficheskoi_katastrofoi_c8a9a475  10

10/25

Чем таджик похож на русского? (спойлер: многим). Этнические (национальные) группы: язык, самосознание, традиции, места компактного проживания и этнические республики. Где и какие этнические и религиозные группы проживают в РФ?

Заполнить табличку (по нескольку примеров в каждой клеточке), пользуясь материалами урока и атласом: 25

Традиционная религия / Языковая семьяХристианствоИсламБуддизм
Индоевропейская   
Алтайская   
Уральско-Юкагирская   
Северо-Кавказская   

Tags: