Обществознание 20.03.2018 02:42

9 класс: взаимосвязь природы и общества

Этот текст — часть специально подготовленных материалов для экзамена по обществознанию в девятом классе. Данные материалы слишком кратки для подготовки в одиннадцатом классе, но подходят для освоения курса на начальных этапах (т.е. за два-три года до итогового экзамена).

А. Влияние природы на человека и общество. Человек как биологическое тело, биологические потребности человека, его зависимость от природы (питание, здоровье, самочувствие), общество (совокупность людей) как выделившаяся из природы общность (если верить дарвинистам, то сначала были «стада человекообразных», которые со временем превратились в роды и племена людей; плюс люди, стоящие на архаической стадии развития намного ближе к природе, теснее с ней связаны, больше от неё зависят, хотя и не являются уже полностью её частью, т.к. обладают сознанием и социальными нормами). С развитием цивилизации зависимость человека от природы уменьшалась – традиционное общество очень зависимо от климатических, почвенных условий, размещения воды (всё это критично для с.х.), эпидемий, стихийных бедствий и т.п. Индустриальное общество научилось преобразовывать природную среду, решать проблемы обеспечения продовольствием в самых разных природных условиях, частично люди смогли защищаться от природных бедствий (предсказание землетрясений, наводнений и цунами, эвакуация, регулирование стока рек для защиты от речных наводнений и т.п.). В постиндустриальную эпоху умения и знания людей совершенствуются, развивается медицина и биотехнологии – речь идёт о продлении жизни человека, борьбе с тяжёлыми болезнями, возможности регулировать биологическое тело человека клеточном и молекулярном уровне.

Б. Влияние человека и общества на природу. Архаический человек, живущий родо-племенным строем, обычно не влиял и не влияет на природную среду разрушительно (хотя есть гипотезы об антропогенном выжигании древними людьми лесов на месте нынешних степей или уничтожении мамонтов). Но уже первые цивилизации меняли природную среду, насколько это было в их силах (создание ирригационных систем в Египте, Междуречье и Средней Азии, которые позволяли заниматься с.х. дальше от крупных рек, чем это предполагала природа и, соответственно, прокормить больше людей), в древнем же Китае произошла одна из первых антропогенных катастроф: распашка лёссового плато привела к усилению водной эрозии и уничтожению не только местных плодородных почв, но и появлению больших и разветвлённых оврагов (для ориентации в которых китайцы предположительно изобрели компас). Чем больше становилось в определённых местностях людей, и чем лучше технически они оказывались оснащены, тем большее влияние человек мог оказывать на природу – вытаптывание и выедание пастбищ домашним скотом, истощение земель, выжигание и вырубка лесов, перегораживание плотинами рек и морских заливов, уничтожение целых видов растений и животных, переселение (намеренное и случайное) новых видов на другие материки, где они уничтожали местных обитателей и разрушали сложившийся природный баланс. С началом индустриальной эпохи люди приобрели влияние даже на строение земной коры (извлекая полезные ископаемые в довольно больших объёмах), атмосферы (загрязнение воздуха, разрушение озонового слоя), океанов (тоже загрязнение). В последние 100 лет постепенно утверждается мысль о том, что людям в целом стоит думать о последствиях своего влияния и пытаться минимизировать приносимый природе вред, а также учиться восстанавливать природную среду. Впервые подход к природе как к дому всего человечества, а не враждебной внешней среде, был сформулирован в 1920-х гг. (отсюда экология, οικος – дом по-гречески, тот же корень, что и в экономике). В последнее время стала популярной концепция «устойчивого развития»: человечество в целом должно развиваться так, чтобы естественных ресурсов хватило также и последующим поколениям, чтобы для них же сохранилась относительно ненарушенная природная среда.

Tags: