Обществознание 20.03.2018 02:29

9 класс: способности человека

Этот текст — часть специально подготовленных материалов для экзамена по обществознанию в девятом классе. Данные материалы слишком кратки для подготовки в одиннадцатом классе, но подходят для освоения курса на начальных этапах (т.е. за два-три года до итогового экзамена).

А.Почему одни люди добиваются успехов в спорте, а другие не могут одного раза подтянуться? Почему одним легко даются задачи по математике, а другие и за пару часов не могут решить ни одной? В то же время те, кто не умеют решать задачи, порой запоминают текст скучных учебников целыми страницами. Во взрослой жизни кто-то легко по работе общается с десятками людей в день, а кто-то и после одной встречи полдня не может прийти в себя, зато, сидя в одиночку за компьютером, обрабатывает в сотни раз больший объём информации, чем надо было бы запомнить на всех встречах первому человеку. Популярная народная версия (возможно, вы слышали такую и от родителей) гласит, что «всё дело в генах», а если кто-то раздражителен или, наоборот, чрезмерно флегматичен, то это «характер такой». Но так ли это?

Б.От генов или кодируемых ими биологических особенностей действительно зависят некоторые наши успехи в разных областях деятельности. В обществознании для описания этой зависимости говорят о природных задатках. Работать могут как простые физический параметры – рослым легче играть в баскетбол, чем невысоким, а людям с длинными тонкими пальцами – на фортепиано, так и более сложные био- и психофизика, биохимия — от них зависят наши темперамент, чувствительность, способность различать сложные оттенки цвета, скорость реакции и соображения, частично чувство ритма, слух, и т.п.

В.Однако значение природных задатков определяется самими людьми (до того как был придуман баскетбол, очень высоким людям проще было оказаться в балагане, где их показывали на потеху публике, чем стать спортсменом, фортепиано тоже в определённый момент придумали люди и они же решили, что умение играть на этом инструменте — это что-то важное; с ходом истории менялось и значение физической силы, быстроты ума или осязательной чувствительности). Ещё важнее то, что развитие задатков также имеет социальную природу и чаще всего нужно чуть более одного физического свойства: не все люди с длинными пальцами становятся пианистами, ведь нужен ещё слух, любовь к классической музыке и упорство в развитии навыков игры на инструменте, кроме того, длинные чувствительные пальцы могут пригодиться хирургу или вору карманнику — как использовать те или иные природные задатки (или не использовать их вообще) — решают сами люди. Большую роль в превращении природных задатков в способности играет семья, личные пристрастия и работа над собой – можно быть очень талантливым и не развивать этот талант, можно не иметь талантов, но многого добиться упорным трудом, если очень хочется. Многое зависит и от пристрастий и потребностей окружающих людей — физически сильный, но взрывной и не очень умный человек в древности мог прославляться как «герой и великий воин», а в современном обществе его может ждать осуждение окружающих за «неумение договариваться» и «склонность всякий раз лезть в драку».

Г.Таким образом, в формировании способностей человека определённую играет роль его физическая природа — задатки, которые достались ему волей случая от родителей, но превращение этих задатков в способности абсолютно социально, зависит как от уровня развития и состояния окружающего общества, так и от желания и выбора самого человека.

Tags: