Обществознание 20.03.2018 02:34

9 класс: человек и культура

Этот текст — часть специально подготовленных материалов для экзамена по обществознанию в девятом классе. Данные материалы слишком кратки для подготовки в одиннадцатом классе, но подходят для освоения курса на начальных этапах (т.е. за два-три года до итогового экзамена).

А. Культура (лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) – первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия данного народа.

А2. Виды культуры – народная, традиционная, элитарная, массовая.

Б. Культура – как и право, один из столпов цивилизации, только более широкий и в большинстве интерпретаций, включающий в себя право как социальное явление. В узком смысле к культуре относится творческая деятельность человека и её результаты (искусство, наука, религия). В более широком – это сам способ мышления человека, особенности восприятия им мира. Именно в этом смысле мы говорим о правовой, экономической или социальной культуре, без которой невозможно нормальное исполнение законов, честная и упорядоченная экономическая деятельность, конструктивные отношения между общественными группами и слоями.

В. До определённого момента в европейской науке было принято противопоставлять «культурные» – цивилизованные общества и «дикие» племена и группы. Однако исследования антропологов показали, что любой человек, живущий среди других людей по определённым правилам, даже если это правила родового строя, осмысляющий себя и окружающий мир, проявляющий творческую энергию, обладает культурой – своеобразной, иногда записываемой в разряд «примитивных», но культурой.

Г. Отсюда вытекает идея о культурном многообразии – множество человеческих обществ порождает множество локальных культур. Где-то доминирует полигамия, аграрная экономика, племенная идентичность, обычное право и языческие формы религии, а где-то – относительная моногамия, постиндустриальные экономические отношения, многообразие идентичностей на основе национальной (политической), современное писаное право и посттрадиционные секулярные формы мировоззрения.

Д. Именно в этом смысле право является частью культуры, как особый институт, выделивший из общекультурного поля часть социальных норм, превративший их в строго формальные и обеспечивший силой государственного принуждения. Без определённых культурно-исторических обстоятельств (особенностей европейской средневековой культуры) современное право никогда бы не возникло. Именно поэтому европейские по происхождению юридические нормы плохо приживаются в некоторых исламских странах, где формальные общественные нормы слабо выделены из общего поля традиции и религиозных правил, или в странах Африки, где привычка решать противоречия по обычаям и на основе родственных связей разрушает сами принципы современной правовой системы.

Е. В целом роль культуры в жизни любого человека высока даже если понимать её в узком смысле – искусство украшает и облагораживает жизнь, наука делает её лучше, удобнее и более упорядоченной, религия предлагает ответы на вечные и самые глубокие вопросы человеческой жизни. Если же понимать культуру широко, то она оказывается связанной с самой сутью человеческого мышления и личности, настолько, что можно сказать «без культуры нет человека как личности».

Tags: