Этот текст — часть специально подготовленных материалов для экзамена по обществознанию в девятом классе. Данные материалы слишком кратки для подготовки в одиннадцатом классе, но подходят для освоения курса на начальных этапах (т.е. за два-три года до итогового экзамена).
А. Право – система социальных норм, кодифицированных (записанных и публично доступных; от слова «кодекс»), общеобязательных для всех членов общества и поддерживаемых силой государства.
Б. История вопроса. В доисторическое время писаных правовых норм не существовало, люди обходились устными нормами, передаваемыми из поколения в поколение и оформленными в виде обычаев (обычное право), традиций и религиозных норм. Тем не менее, первые записанные нормы довольно древние (законы Ур-Намму и Хаммурапи – 3-2 тыс. до н.э., Междуречье):
«Законы Ур-Намму — первый дошедший до нас свод законов Древней Месопотамии (21 в. до н. э.). Текст написан на позднешумерском языке. Сохранились неск. копий на глиняных табличках из Ура, Ниппура и Сиппара. Таблички сильно повреждены, поэтому общее количество статей в кодексе не известно. Удалось расшифровать часть пролога и ок. 40 законов. В прологе говорится о том, что Ур-Намму был избран богами в качестве их земного представителя для установления справедливости в Шумере и Аккаде. Его законы были призваны защитить «сироту от произвола богача, вдову – от власть имущих, человека, имеющего один шекель, – от человека с одной миной (60 шекелей)». В законах Ур-Намму преступления и правонарушения карались преим. денежными штрафами, смертная казнь полагалась только за убийство и разбой. Свод послужил образцом для составителей законодат. сводов старовавилонского периода».
В.Г. Графский, Большая Российская Энциклопедия
С развитием цивилизации писаные нормы появлялись у многих народов, их связь с государством и охрана этих норм с помощью узаконенного государственного насилия также уходит в глубокую древность – современные юристы, скажем, до сих пор изучают римское право, которому более 2 тыс. лет; новое в развитии права за последние столетия – это принципы «естественных прав», «верховенства закона» и «равенства перед законом», «защиты прав человека» как фундамента права.
В. Право включает в себя самые важные социальные нормы, известные во всех самых древних системах – запреты на убийство, нарушение прав собственности, кровосмешение. Это ключевые запреты, без соблюдения и общеобязательности которых жизнь человека неустойчива, не защищена и непредсказуема. Кроме того, право содержит множество норм и правил, регулирующих общественные отношения, упорядочивающих общество (для средневекового европейского общества ключевыми были вопросы власти, земельной собственности, религии и семьи, и многие правовые нормы, касающиеся этих вопросов, восходят ещё к тем временам; появление более сложных типов политического и экономического устройства – демократических государств, рыночной индустриальной и постиндустриальной экономики, привели к необходимости появления новых отраслей права – конституционного, выборного, финансового, банковского и т.п.). Таким образом, с развитием и усложнением общества развивается и усложняется право. В этом проявляется очень важная роль права – как регулятора общественных отношений (т.е. и наших отношений с другими людьми). Благодаря праву (т.е. общественно согласованным правилам поведения в тех или иных ситуациях), мы извещены о вариантах должного и недолжного поведения, можем добиваться справедливости через суд, ожидать определённого поведения от других людей, быть уверенными, в том, что наказание за тяжёлые преступления будет сдерживающим фактором для потенциальных преступников и воспитывающим – для тех, кто оступился. Всё вместе это и создаёт общественный порядок, возможность нормальной жизни для обычных людей, её предсказуемость, обеспечивает условия для существования сложного общества и цивилизации как таковой.