Статья 86.1 ГК РФ, Раздел 3.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство
1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
Источник: Консультант Плюс
Смысл данной вставки в ГК — попытка содействовать самоорганизации людей, занимающихся сельским хозяйством и не работающим на крупные аграрные коммерческие структуры. История вопроса состоит в том, что к 1991-му году все крестьяне в стране были работниками совхозов (советское хозяйство — государственное с.-х. предприятие) либо колхозов (коллективное хозяйство — de jure крестьянский кооператив, de facto контролируемое государственными или партийными структурами централизованное с.-х. предприятие), с переходом же к рыночным отношениям встал вопрос об эффективной реорганизации всей аграрной отрасли. Главным тормозом на пути этой реорганизации были консервативные настроения среди самих крестьян и сопротивление политиков левого толка введению частной собственности на землю (земли совхозов были государственными, колхозные угодья принадлежали колхозам как юридическим лицам, физических собственников у них не было). Большие надежды на рубеже 1980-90-х годов возлагались на фермерство как вид частного предпринимательства в сельском хозяйстве, однако к концу 20 века уже не осталось большого числа самодеятельных крестьян, готовых рисковать собственным имуществом. Кроме того, по сравнению с началом того же века значительно изменились экономические условия: аграрный сектор больше не является высокоприбыльным (потенциальных предпринимателей привлекают скорее предприятия сферы услуг и большие города), а мелкие хозяйства в силу высокого уровня внутренней и внешней конкуренции и сравнительно невысоких цен на с.-х. продукцию не обеспечивают, как правило, стабильного и привлекательного уровня достатка их владельцам. По итогам 20 лет становления рыночной экономики ведущими производителями с.-х. продукции стали крупные компании, юридически оформленные в виде хозяйственных обществ (ООО, ЗАО и ОАО), владеющие большими площадями земель и располагающие значительными объёмами денежных средств для закупки техники, семян, новых технологий и найма рабочей силы. Основные районы распространения подобных компаний — Ставропольский и Краснодарский края, а также Ростовская область с наилучшими в стране условиями для ведения сельского хозяйства (мягкий климат, богатые почвы), и пригородные зоны крупных городских агломераций (значительная часть продовольственной продукции — скоропортящаяся, её необходимо производить недалеко от потребителя). Аграрные компании среднего размера сформировались в основном на базе бывших крупных совхозов и колхозов, реорганизованных, как правило, в ООО.
Однако, значительная часть угодий и земель осталась в руках вчерашних колхозников, которые используют их либо непостоянно, либо неэффективно — для собственного пропитания (фактически это натуральное хозяйство) или для эпизодических заработков (хозяйство мелкотоварное). При случае (если выясняется потенциал ценового роста) такие малоиспользуемые земли легко скупают рейдеры или мошенники. Для юридического оформления экономически «вялой» с.-х. деятельности существует норма о возможности её ведения без образования юридического лица. Фактически необходима регистрация только одного человека в качестве индивидуального предпринимателя (ИП, в терминологии 1990-х, первой половины 2000-х гг. ПБОЮЛ — предприниматель без образования юридического лица) — он и становится главой крестьянского хозяйства, остальные участники входят в него на основании добровольного соглашения о создании КХ (статья 23 ГК РФ, а также 74-ФЗ от 11 июня 2003 года). Норма отчасти писалась под фермеров, которые в идеале представлены одной семьёй — в таком случае, вроде бы, особых неясностей в отношениях возникать не должно, соответственно их решили не обременять лишними юридическими процедурами. Однако, данный порядок может распространяться и на бывшие колхозы, в которых отношения между участниками КХ могут быть довольно запутанными. В итоге, недостатком этой нормы является возможность многочисленных неясностей, злоупотреблений или просто не очень грамотного оформления отношений между участниками КХ (права собственности на землю, распределение прибылей, обязательства перед добровольными участниками КХ, ответственность в случае банкротства). Соответственно, новая статья 86.1 вводит возможность преобразования такого рыхлого объединения в юридическое лицо, которое, как минимум:
а. отвечает по обязательствам своим земельным участком (при этом, в случае банкротства КХ участок передаётся не кредитору, а продаётся с торгов профильным с.-х. производителям, кредитору идут вырученные деньги);
б. является единственным собственником всего имущества КХ (при организации вокруг ИП часть имущества или земель может принадлежать добровольным членам хозяйства, привлечение которых к имущественной ответственности может быть затруднительным);
в. все члены хозяйства как юридического лица несут субсидиарную ответственность по его обязательствам (т.е. в случае недоимок по долгам хозяйства отвечают по ним всем своим имуществом, вплоть до личного) и вступают в КХ с некоторым имущественным вкладом (земли, инвентарь или техника, скот и т.п.) — данное положение с одной стороны стимулирует интерес к коммерческим результатам работы КХ, с другой — заставляет осознавать риск и возможность материальных потерь; по совокупности этих норм КХ ближе к полному товариществу или обществу с дополнительной ответственностью.
Для урегулирования возможных имущественных споров, понятно, такая конструкция куда более эффективна и прозрачна. Однако, пока обе статьи ГК — 23 и 86.1 будут действовать совместно, особых мотивов к преобразованию в юридическое лицо у крестьянских хозяйств, функционирующих без создания юридического лица, не будет. Кроме того, некоторые крестьянские хозяйства уже были юридическими лицами, действующими на основе довольно расплывчатого закона РСФСР от 1990-го года (обладая правами юрлиц они мало отличались от вышеописанных КХ на базе ИП) — они подпадают под действие норм статьи 86.1 автоматически.
Источник: Эксперт Урал
Таким образом, речь похоже идёт о незаконченной попытке внести ясность в довольно туманную сферу регулирования мелкотоварного сельского хозяйства. Незавершённость её связана с нежеланием вызывать недовольство крестьян (это довольно лояльный электорат нынешней власти), наконец, и совсем отнять у крестьян право вести предпринимательскую деятельность в форме ИП тоже было бы не совсем верно. Возможно, выход тут в ограничении числа участников. В любом случае, введённая в кодекс статья пока довольно кратка и ссылается на особый закон, который, видимо, ещё предстоит написать и принять.
(c) Зимирев А.В. При использовании любой части данного текста обязательна гиперссылка на источник.