История 20.03.2018 03:41

Домонгольская Русь 12-13 вв.

1.Федерация княжеств под эгидой рода Рюриковичей

2.Лествичный принцип начинает нарушаться уже при детях и внуках Ярослава, в дальнейшем чаще служит поводом для конфликтов.

3.Основой претензий того или иного князя на стол какого-то города было сочетание лествичного и династического принципов (Ольговичи в Черниговской земле. Всеволодовичи в Владимиро-Суздальской, потомки Романа Галицкого (и вообще Мономашичи по старшей, Мстиславовой линии) – в Галицко-Волынской земле и т.д.), но кроме этого была важна военная удаль и талант князя, умение оборонять землю и её города, авторитет в роду, династические связи и т.п. Немаловажными были и отношения с горожанами и их вечем, т.е. советом городской общины, и местной аристократией – боярством, которое часто и заправляло вечем. Юрий Долгорукий не был любим киевлянами и не был особо успешен в роли киевского князя, несмотря на все притязания, вся жизнь Андрея Боголюбского и Даниила Галицкого прошла в борьбе с боярством, не сказать, чтобы очень и всегда успешной. Везде князья хотели больше власти, чем имели, но до почти неограниченной монархии дошло только в московском княжестве уже после окончания ордынского ига.

4.В Новгороде с 1136 г. (изгнание Всеволода Мстиславича) и до конца XIII в. местное боярство принимает и изгоняет князей по собственному усмотрению, лествичный и династический принципы второстепенны. Принимаются как владимиро-суздальские, так и смоленские, северские и даже литовские (не Рюриковичи) князья. В XIV-XV веках формируется традиция принимать князей, связанных с великим владимирским княжением, которое переходит в руки московских Рюриковичей.

5.Единственный крупный город, кроме Новгорода, где не формируется собственная династия – Киев, он остается призом в межкняжеских усобицах и из-за этого (а также по причинам экономического порядка – угасание пути «из варяг в греки») быстро приходит в упадок.

6.Во Владимиро-Суздальской земле формируется похожая на общерусскую ситуация: борьба многочисленных князей-родственников между собой за старшинство и города. Фактор консолидации и низкой конфликтности скорее демографический: пока в волости один князь (Юрий Долгорукий или Андрей Боголюбский или Всеволод Большое Гнездо), он консолидирует в своих руках всю возможную власть (конфликтуя при этом, правда, с боярами и горожанами вообще) и пытается заниматься экспансией – контролировать рязанских князей, оказывать влияние на положение дел в Новгороде и Киеве, заключать союзы и браки с черниговскими Ольговичами, галицкими Романовичами, совершать походы на Булгарию и заниматься прочей «внешней политикой», которая приносит князю «честь и славу». Малое количество потомков помогает сохранять подобную ситуацию, хотя смерть князя может означать, что городские веча не захотят видеть у себя его детей или братьев и будут пытаться приглашать князей из других линий (ростовцы и суздальцы после смерти Андрея приглашали черниговских младших князей и его братьям Владимиру и Всеволоду пришлось отстаивать свои права в битве с городскими ополчениями и ссылаться на приглашение переяславцев и владимирцев). Но как только сыновей у князя-самовластца оказывалось много, по его смерти рано или поздно начинались конфликты или усобицы. Именно так случилось с детьми Всеволода, которые в 1216 году поделились на две коалиции, сражавшиеся в битве на Липице в 1216 году. Так случилось с детьми Ярослава Всеволодовича и его сына Александра Невского – отстояв в борьбе с братьями право на доминирование (старшинство) собственным потомкам они обрекали этих потомков на борьбу уже между собой.

Еще один случай глубоко драматичен: перед Липицкой битвой Мстислав Мстиславич предлагает мир своему зятю Ярославу Всеволодовичу, но тот отвергает это предложение. После поражения Ярослав убивает новгородцев — сторонников Мстислава, находящихся у него в заложниках, а Мстислав в отместку отбирает у него княгиню — свою дочь. Летопись сообщает о том, что Ярослав, несмотря на известную гордость, многократно обращался к Мстиславу Мстиславичу с просьбой вернуть супругу («многажды сосылая с мольбою к князю Мстиславу, прося княгини своя к себе»), но всякий раз получал отказ. Итог этой истории достоверно не известен, и историки придерживаются разных мнений касательно того, вернул ли Мстислав свою дочь Ярославу Всеволодовичу и, следовательно, стала ли она матерью Александра Невского (на что указывают ономастические признаки, празднование Александром Невским свадьбы в Торопце   и пр.), или Ярослав снова женился и Александр был сыном уже другой княгини — что менее вероятно. http://arzamas.academy/materials/705